​Мы делаем домашний High End... в автомобиле!

Мобильный High End - Роман: +7 (926) 105-17-80
Домашний High End - Сергей: +7 (926) 548-32-28

Настройка DSP

Назад в статьи

 

Каюсь, до недавнего времени был ярым поклонником именно беспроцессорных систем. Причина неумение настраивать процессоры. Не только я не умел – многие не умели, даже те кто говорил, что умеет. Ситуация изменилась в корне, после того, как Виктор Иванов («Кирпич») подарил нам с другом книжицу посвящённую именно этому вопросу. Книжица оказалась весьма полезной в нашем стремлении к правильному звуку. Мы за несколько часов смогли перевести на технический русский язык тот набор слов, который получился у автоматического переводчика с японского и дело закипело…

Но вернёмся на время к беспроцессорной системе. Замечательные машины в свое время были сделаны А.Шкаликовым («Акваген») и В.Шелгуновым из Белоруссии. Их системы выделялись из общей массы сразу. Даже нетренированный слух мгновенно отмечал замечательно выстроенную звуковую сцену, изумительную прозрачность звука и особую «одухотворённость» исполнителей. Кропотливейшая, сложнейшая работа по изготовлению и настройке таких систем вызывает безмерное уважение к этим мастера. Ну и немаловажно то, что достичь такого результата небольшими финансовыми вливаниями – невозможно.

А хорошего звука при разумных затратах всё-таки хочется!

И тут нам на помощь приходит Digital Signal Processor (сокр. DSP– Цифровой Сигнальный Процессор). В своё время, когда методика настройки процессора была для нас «тайной за семью печатями» и всё делалось методом проб и ошибок, тех самых ошибок было сделано много больше, чем правильных шагов.

В результате на соревнованиях по автозвуку все процессорные машины играли, мягко говоря, не очень натурально. И большинство участников и зрителей во всех бедах винили процессоры, но никому не приходило в голову искать причины в собственной некомпетентности.

Попробую вкратце изложить здесь методику настройки. Если вы хотите достичь лучшего результата, чем мы, в своё время. Но сразу предупреждаю – без тренированного слуха, без специально записанных тестовых дисков и большого опыта в этом деле не стоит надеяться на феноменальный результат с первого раза. Результат будет – но не сразу, нужно иметь терпение.

Итак, состав процессорной системы:

  1. Головное устройство
  2. Многоканальный усилитель/усилители (количество каналов усиления равно количеству динамиков в машине, включая сабвуфер)
  3. Процессор (DSP)
  4. Динамики

После окончания монтажа и подключения всех элементов тракта в единую аудиосистему начинаем настройку.

  1. Включаем только дальний от себя мидбас и сабвуфер. (В леворуких машинах мидбас в таком случае – правый). Для начала включаем:
    ФВЧ мидбаса 70Гц 12дБ
    ФНЧ мидбаса 3 кГц 12дБ (Значение ФНЧ для двухполосной системы)
    ФНЧ сабвуфера – 80 Гц 18 дБ.

    В графе задержек ставим расстояние от головы водителя до сабвуфера и аналогичное расстояние до центрального колпачка мидбаса.

    Включаем фонограмму с соло на контрабасе или бас-гитаре. Изменяя в небольших пределах задержку мидбаса необходимо добиться иллюзии звучания баса строго спереди. Если такой эффект не достигается необходимо либо изменить частоту среза сабвуфера, либо крутизну фильтра сабвуфера и попробовать повторить подстройку мидбаса. Переходим к следующему этапу!

  2. Отключаем сабвуфер и включаем ВЧ правого канала. Выставляем измеренное рулеткой расстояние до ВЧ и частоту среза такую же, как ФНЧ мидбаса или чуть выше. Крутизна фильтра 12 дБ. Фонограмма – женский голос и небольшое (2-3) количество инструментов. Задержку мидбаса трогать нельзя! Изменением крутизны или частоты добиваемся слитного звучания этих динамиков.
  3. Выключаем ВЧ правый и включаем левый мидбас. Расстояние меряем рулеткой, затем заносим в процессор. Фильтр аналогичен правому мидбасу. Фонограмму можно использовать ту же, что в п.1. Настройка ведётся только задержкой левого мидбаса. Необходимо добиться звучания бас-гитары или контрабаса из одной точки в пространстве, расположенной на продольной оси машины. После того, как Вы сможете это сделать, переходим к следующему пункту.
  4. Отключаем оба мидбаса и включаем ВЧ левого и правого канала. Начинаем регулировкой задержки левого канала ВЧ добиваться сведения в точку на центральной оси машины женского голоса.
  5. Включаем все каналы и слушаем любимые записи. Как правило, образы инструментов и певцов «размыты» и «плавают» в пространстве. Для того, чтобы исправить ситуацию ставим диск с записью частот 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000, 12000, 16000, 20000 Гц. На лобовое стекло в центр приклеиваем кусочек бумажного скотча (например, 5х5 см) для упрощения процедуры.
  6. Входим в режим эквалайзера и включаем частоту 63 Гц. Например, образ источника звука возник чуть правее нашей бумажной отметки. Чтобы вернуть его в центр необходимо, соответственно, справа на 1-1,5 дБ уменьшить усиление, а слева настолько же увеличить. Образ встанет на середину и можно переходить к следующей частоте. Так, шаг за шагом, Вы сможете сделать первичную настройку процессора и получите устойчивую звуковую сцену в Вашем автомобиле. На самом деле настройка процессора включает в себя ещё множество операций, но для первого знакомства с DSPи его возможностями будет достаточно. Звуку в Вашей машине позавидуют Ваши друзья!

Возвращаясь к беспроцессорным системам, хотелось бы отметить, что аналогичного звучания по точности фокусировки образов в пространстве, тональному балансу, ровности АЧХ и другим показателям можно только имея пассивные кроссоверы, специально спроектированные для этой конкретной системы и стоимостью, превышающие многоканальную систему с DSP, а трудоёмкость настройки этих кроссоверов я даже боюсь представить.

 

© Сергей Фомин