​Мы делаем домашний High End... в автомобиле!

Мобильный High End - Роман: +7 (926) 105-17-80
Домашний High End - Сергей: +7 (926) 548-32-28

Фильтры. Вопросы без ответов.

В данной статье мы не будем приводить формул и расчётов. Их и так хватает, и в специальной литературе и в Интернете. Наша задача – заставить Вас задуматься: «А той ли дорогой мы идём?».

На таблице, взятой из журнала «Автозвук» №5 за 2001 год можно увидеть наглядно и сравнить особенности различных фильтров разных систем и порядков:

Таблица из журнала Автозвук

В статье, из которой взята эта таблица, очень подробно и интересно освещена тема применения пассивных фильтров в акустических системах в автомобиле. Но она рассчитана, прежде всего, на технически подготовленных читателей, а мы постараемся просто и без заумностей рассказать всем интересующимся о сути явления.

Итак, если допустить, что читающие про акустику в автомобиле люди – это, заведомо, автолюбители, я позволю себе аналогии в пояснениях, используя всем известные факты о машинах.

  1. Среди типов фильтров, как и среди типов автомобилей, есть 2 противоположных варианта по главному признаку – или плоская АЧХ (длиннющий и вальяжный лимузин), или хороший импульсный отклик (быстрый и маневренный спорткар).
  2. Повышение порядка фильтра приводит не только к лучшей фильтрации частот, но и, одновременно, к ухудшению естественности звучания. Точно так же, как покупка спорткупе, работающего на бензине А-104 позволяет достичь рекордных скоростей, но от Москвы далеко не уедешь – заправить его больше негде, вот и остаётся только выпендриваться по своему району.

Практически во всех источниках, которые попадались в руки, авторы усердно доказывают, что достижение плоской и ровной АЧХ - это то, к чему только и стоит стремиться. Рискну утверждать, что это – путь, ведущий в никуда. Очень выгодно для маркетологов и рекламщиков иметь в графе «Частотный диапазон и его неравномерность» значения «от 25 Гц до 25 кГц с неравномерностью ± 1 дБ».

Формально, - это идеальные характеристики акустической системы, а неравномерность вызовет зависть вообще у кого угодно. Но ничего не даётся даром на этом свете. Красивые, манящие цифры в инструкции получены за счет ухудшения таких параметров как микро- и макро-динамика, потеря обертонов, снижение чувствительности и т.д.

Представьте: Вы пришли в автосалон, и консультант расписывает Вам преимущества приглянувшейся машины – шикарная отделка, всевозможные датчики и устройства автоматики, подогрев руля и массаж всех частей тела и т.д. и т.п.

Есть только небольшое неудобство – машина плохо слушается руля и не всегда едет так быстро, как надо Вам или останавливается гораздо быстрее, чем Вам бы этого хотелось. Ну вообще-то и обзор ещё «не очень».

Обо всём этом консультант, скорее всего не скажет, ну а Вы это узнаете уже после покупки машины.

Так и с пассивными фильтрами. Ведь гораздо солиднее, согласитесь, когда Вы читаете в описании АС «фильтры третьего порядка с крутизной 18 дБ/октава» чем «простейший фильтр первого порядка».

За красивыми и солидными выражениями скрывается не только желание взять с Вас побольше деньжат, но и, как правило, неумение или нежелание сделать правильный с точки зрения акустики комплект динамиков с минимальной фильтрацией (и, следовательно, с естественным, «живым» звуком).

Несомненно, что стремление к гладкой частотной характеристике – это так же естественно, как и желание ездить по хорошей гладкой дороге, но если эта гладкая дорога шириной на один автомобиль и приходится каждые 150-200 метров съезжать на обочину, чтобы пропустить встречку, то никчёмность такой дороги понятна даже пешеходу.

Посещение джазовых, блюзовых и других концертов в небольших клубах позволяет понять, чем отличается звук на выступлении гитариста или ударника от воспроизведения этого же музыкального материала дома (даже на очень хорошей и дорогой системе). Это, прежде всего энергетика выступления музыканта. А энергетика (А.М.Лихницкий назвал это «вовлечённостью») складывается, прежде всего, из скорости атаки и затухания звука, красоте и чистоте звучания каждой ноты, а вот о неравномерности АЧХ в зале клуба Вы вряд ли вспомните за все время концерта. Никто из авторов статей по фильтрации не отрицает, что фильтры простейших порядков меньше «портят» звук в смысле передачи динамики звучания. А если это так, то встает вопрос, зачем нас заставляют использовать динамики, которые требуют применения фильтров высоких порядков? И почему не делают динамики, у которых внутри рабочего диапазона неравномерность АЧХ минимальна, а за краями диапазона наступает естественный, чёткий спад АЧХ. Где динамики для мидбаса в 2-х полосной системе играющие до 3500-4000 Гц, а не до 7 кГц с неприемлемой, горбатой АЧХ?

Все эти, да и не только эти вопросы остаются без ответа, со стороны производителей акустики.

Нам представляется, что единственно разумный (на сегодняшнем этапе развития техники и технологии) выход состоит в активной фильтрации сигнала, применении многополосного усиления и доработке динамических головок с целью получения приемлемых характеристик. В многополосном тракте тоже есть свои рытвины и ухабы, но их преодоление менее болезненно для нашего слуха и что самое интересное и для нашего кошелька.

© Фомин Сергей